Генератор
В упрощенном варианте генератор автомобиля – это современное устройство, которое обеспечивает электроэнергией все системы автомобиля при работающем двигателе. Проще говоря, это источник, способный преобразовывать механическую энергию в электрическую. Таким образом он обеспечивает бесперебойную работу всех систем и является важным элементом конструкции вашего авто. Современные генераторы переменного тока обладают малым весом и высокой надежностью за счет использования полупроводниковых диодов. Поскольку частота вращения, передаваемая от коленчатого вала к генератору, постоянно меняется, для поддержания напряжения на постоянном уровне применяется регулятор напряжения. За счет его использования напряжение, выдаваемое генератором в бортовую сеть, устанавливается на уровне 13,5-14,5 Вольт (что выше необходимого заряда аккумулятора). Это сделано специально: чтобы автомобильный аккумулятор постоянно подзаряжался при работающем двигателе.
Основные узлы и детали генератора:
- Ротор генератора;
- Статор генератора;
- Диодный мост;
- Подшипники;
- Реле-регулятор напряжения;
- Обгонная муфта.
Шум при работе генератора
В большинстве случаев нетипичный звук из под капота автомобиля редко напрямую связан с неисправностью генератора. Источником свистящего звука может служить ослабленный ремень генератора, натяжной ролик, ремень помпы и другие вращающиеся детали двигателя. Разумеется, это не означает, что посторонние шумы и свисты можно игнорировать. К тому же и неисправный генератор также может являться источником дополнительных шумов.
Например, умирающая обмотка генератора может сопровождаться тонким писком, а натужный гул может говорить о пробое диодов диодного моста. Если писк слышен еще до запуска двигателя, вполне возможна неисправность реле-регулятора. В любом случае, посторонние, нетипичные звуки, издаваемые двигателем, - это веский повод незамедлительно обратиться в автосервис для диагностики.
Быстрая проверка генератора
Конструкция генератора современного автомобиля не претерпела серьезных изменений со времен его изобретения, поэтому методики его проверки на работоспособность тоже не изменились. Все что вам понадобиться для того, чтобы убедиться в его исправности, – тестер хорошего качества и умение с ним обращаться. Необходимо сделать два замера: без нагрузки и с включением дополнительных приборов. Проверка состояния генератора проводится на холостом ходу двигателя, однако следует учесть, что в таком режиме работы устройство обеспечивает только 30-40% мощности: поэтому будет достаточно включения, например, дальнего света для проверки.
Полностью исправный генератор при такой проверке должен показать напряжение в переделах 13,9-14,9В. При нагрузках этот показатель изменяется до 13,4-14,0В. Выход за пределы нижней границы этого значения говорит о неисправности самого генератора, в то время как превышение верхнего предела – о ненадежном заземлении или неисправности реле-регулятора. Для надежности измерений лучше провести несколько замеров с включением разных потребителей энергии (но не всех сразу!).
Измерение тока нагрузок
При измерении тока нагрузок в автомобиле потребуется специальный инструмент, а именно – токосъемные клещи. Это устройство позволяет проводить замеры силы тока без разрыва цепи: что очень важно для проверки работоспособности и слаженности систем автомобиля. При попытке измерить ток амперметром (включив его в разрыв цепи) вы, скорее всего, нанесете вред не только генератору, но и другим электрическим системам автомобиля (вероятность такого печального исхода очень и очень велика!). Поэтому, при возникновении необходимости измерения тока в цепи автомобиля, лучше обратиться за помощью к профессионалам, располагающим хорошим, надежным инструментом, а главное - большим опытом аналогичной работы. Даже если у вас имеются токосъемные клещи - не спешите выполнить сами работу, которую просто необходимо поручить профессиональному автослесарю.